Апробация учебных пособий выходит на завершающий этап. Он включает в себя обработку результатов апробации, подготовку аналитических материалов для отчета по итогам апробации, подготовку презентации, сдачу отчета, выступление на методических объединениях учителей.
Большинство педагогов-апробаторов успешно справились с возложенной на них функцией, смогли выделить достоинства пособий, типичные недостатки, ошибки, сформировать общее впечатление об апробируемых учебно-методических пособиях.
С целью успешного проведения апробации методического пособия «Трудовое воспитание в современной дошкольной образовательной организации: метод, пособие/Авт.-сост. Егорова Л. А., Сипачева Е.В., Гузенко М. М.,Савицкая Л. В - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2019 - 88с» в МДОУ №1 «Щелкунчик» г.Снежное проходит второй этап апробации. Учреждение реализует план – график апробации, используя формы взаимодействия всех участников процесса.Педагоги, работающие в данном направлении, продолжают изучать содержание апробируемого методического пособия, знакомятся с диагностическим инструментарием, начинают подготовку форм отчетности по процедуре и итогам апробации.
В рамках долгосрочного проекта «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях модернизации современного образования – «Твоим освободителям, Донбасс» с использованием предложенных методических разработок в пособии «Мастерская воспитателя детского сада. #ПОБЕДА 75 / под редакцией Е.В. Сипачевой. – Донецк: Истоки, 2020. – 106 с.», в МДОУ № 13 «Лучик» г.Снежное были организованы и проведены следующие мероприятия:
1. Выставка детских работ «Моя армия самая сильная!» – 18.02.2021
2. Музыкально-литературное развлечение для детей подготовительной к школе группы «День защитника Отечества» – 19.02.2021
3. Организованная образовательная деятельность дошкольников старшей группы № 2 «Пчелки» (воспитатель Копылова Н.Н.) – «Наша Армия родная!».
В рамках апробации методического пособия «Совместная деятельность семьи и дошкольной образовательной организации по созданию оптимальных педагогических условий для целостного развития личности ребёнка: методическое пособие / сост. Котова Л.Н., Макеенко Е.П. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2020-88с.», с целью активизации взаимодействия работы с родителями с использованием ИКТ технологий в МДОУ № 13 «Лучик» г. Снежное был успешно внедрен в работу дошкольного учреждения семейный проект «Мы вместе».
В период с февраля по апрель в МОУ СШ №1 г.Снежное согласно плана заседаний творческой группы по апробации пособия «Русский язык. 6 класс. Электронная тетрадь-тренажер: для общеобразоват. организаций /сост. Плыс Л.Н., под. ред.. Мельниковой Л. В. – Донецк: Истоки, 2020. – с.46» были проведены такие мероприятия:
1) творческой группой учителей-филологов в феврале месяце был проведен круглый стол с обсуждением и презентацией первичных результатов анализа программы.
2) 10.02.2021г. учителем русского языка и литературы Аксеновой Н.В. был дан открытый урок в 6-Б классе по теме «РР. Рассказ на основе услышанного /увиденного» с использованием тетради-тренажёра.
3) 17.02.2021г. проведен промежуточный мониторинг знаний учащихся 6-х классов по усвоению ими учебного материала с использованием электронной тетради-тренажера.
4) 24.02. 2021 г. администрацией МОУ СШ №1 г. Снежное был проведен анализ открытого урока, проанализировано выполнение учителями-предметниками, задействованными в апробации, тематических планов, соблюдение ими расписания занятий в соответствии с рабочими программами.
5) 31.03.2021г. был проведен окончательный мониторинг в 6-х классах по усвоению ими учебного материала с использованием электронной тетради-тренажера.
Творческая группа учителей истории МОУ СШ № 1 г. Снежное (Богомаз Т.В., Гремушкина Е.А., Гелеверя Е.А.) на заключительном этапе продолжили работу по апробации рабочей тетради: «Историческое краеведение. Страницы истории Донбасса: эпоха Нового времени (XVIII в). Рабочая тетрадь. 8 класс./ Сост. Чепига Г.Г., Морозов П.Л.- Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2020. – 40 с..». Было проведено 2 заседания (12.03.21г.) и (08.04.21г.), в ходе которых был дан детальный анализ эффективности методов и приёмов, использованных учителями – участниками апробации учебного пособия, а также диагностика его дидактических возможностей в сочетании с прилагаемыми учебными материалами.
В МОУ СШ № 2 г.Снежное учитель начальных классов Игнатенко Л.А. и учитель русского языка Шулепова Е.А. активно внедряли в образовательный процесс отдельные элементы УМП («Окружающий мир. Сборник упражнений по формированию универсальных учебных действий у младших школьников. 1 класс: учебно-методическое пособие: / сост. Полищук Е.Н. и др. - Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2020» и «Русский язык. 6 класс. Электронная тетрадь-тренажёр: для общеобразоват. организаций / сост. Плыс Л.Н.; под ред. Мельниковой Л.В. – Донецк: Истоки, 2020»), что делало их уроки насыщенными, яркими и содержательными.
Директор школы МОУ СШ № 2 г.Снежное Порохня Г.А., основываясь на апробируемое методическое пособие «Методические рекомендации по разработке, реализации и сопровождению Рабочих основных образовательных программ общего образования / Сост. Галкин С.Г., Гайманова Т.Г., Сипачева Е.В. – Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2020» курировала процесс разработки творческими группами педагогов проекта Основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. На заседании Методического совета школы педагоги-апробаторы представили наработанные материалы, дали оценку изучаемым пособиям, обозначили дальнейшие пути их внедрения в образовательный процесс учебного заведения.
На очередном заседании творческой группы по апробации пособий педагоги-апробаторы МОУ СШ №4 г.Снежное отчитались о результатах использования пособий на своих уроках.
Учителя успешно справились с возложенной на них функцией, смогли выделить достоинства пособий, типичные недостатки, ошибки, сформировать общее впечатление об апробируемых учебно-методических пособиях.
Все пришли к единому мнению, что пособия составлены в соответствии с действующими программами. В них содержится замечательный материал для изучения, закрепления, самообразования и контрольно-оценочной деятельности обучающихся.
Участники апробации представили свои презентации о работе с учебными пособиями, выразили готовность работать по этим пособиям и рекомендовать своим коллегам.
В МОУ СШ № 5 г.Снежное продолжается апробация учебного пособия по химии «Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ по химии. 9 класс. Учебное пособие/ сост: Дробышев Е.Ю., Разумова Н.Г.- Донецк: Истоки, 2020.-29с.». За февраль-март учителем химии Мартыненко Н.И.были проведены:
1) Лабораторный опыт №6. Качественная реакция на карбонат-ион.
2) Лабораторный опыт №7. Качественная реакция на силикат-ион.
3) Практическая работа №3. Решение экспериментальных задач по теме
«Соединение неметаллов».
4) Лабораторный опыт № 8. Реакции металлов с растворами кислот и солей.
5) Лабораторный опыт № 9. Получение гидроксида алюминия и доказательство его амфотерности.
6) Лабораторный опыт № 10.Получение гидроксидов железа.
Учащиеся проводили наблюдения за опытами, фиксировали все изменения в ходе реакции, чаще обращались к учебнику, расширяя информационный кругозор и умение объяснить полученные результаты при выполнении опыта.
Также в рамках апробации в феврале-апреле 2021года учителем истории МОУ СШ № 5 г.Снежное Зайцевой Л.М., согласно календарному планированию, были проведены с использованием рабочей тетради «Историческое краеведение. Страницы истории Донбасса: Эпоха Нового времени(XVI-XVII вв.).Рабочая тетрадь. 7 класс./Сост.Чепыга Г.Г.,Хаталах О.В.- Донецк : ГОУ ДПО» Донецкий РИДПО», 2020.-41 с.» следующие уроки:
- 15.02.21г. «Донецкий край в первой трети 16века».
- 17.02.21г. «Сторожевая и станичная служба по Северскому Донцу».
- 26.02.21г. «Донецкий край в событиях конца16 века».
- 01.03.21г. «Донецкий край в период правления первых Романовых».
Особый интерес у обучающихся вызвали задания по заполнению схем, пропусков в таблицах и текстах. Работа с определением понятий вызвала сложности. Комментарии к историческим картам обучающиеся готовили как домашние задания. Задания, связанные с описанием исторических явлений, ученики выполняли в несколько этапов: первая часть (начало) – под руководством учителя и завершали работу дома самостоятельно.
Учебное пособие «Русский язык. Тетрадь-тренажёр. 5 класс: для общеобразоват. Организаций/ сост. Плыс Л.Н; под ред. Мельниковой Л.В.- В 2-х частях. Часть I. Донецк: Истоки, 2020.-42 с.» было апробировано на базе 5-Б класса МОУ СШ № 5 г.Снежное. Апробация пособия учителем Передереевой О.С. закончена в декабре 2020 года. Участники апробации эффективно работали над решением поставленных учебных задач, использовали материал тетради-тренажера по русскому языку на уроках и в домашней работе.
С целью обеспечения качественного организационно-методического сопровождения подготовки и проведения апробации учебных, учебно-методических и методических пособий в 2020-2021 в МОУ СШ № 6 г.Снежное работают 4 творческих группы .
Согласно плану работы творческих групп за период февраль-март было проведено три заседания, где были рассмотрены самоэкспертиза, анализ администрации школы, анализ результатов мониторинга, презентации результатов апробации.
Учителя: истории Житникова Т.Н., русского языка и литературы Воронина С.Н, русского языка и литературы Заборовская Э.В., русского языка и литературы Середняк О.И., физики Рыжков В.Ю., русского языка и литературы Хвостикова А.Ю. провели открытые уроки с использованием материалов апробируемых методических пособий
Творческая группа по апробации учебно-методического пособия «Литература. 10класс. Программы самореализации личности/сост.Соколова Т.Е., Ионова Ю.В., Иванова И.П.; под общ.ред. Мельниковой Л.В. - Донецк: Истоки, 2020 - 165 с.» в составе Плотниковой Н.И., Токаревой М.С., Кореповой Г.А., учителей русского языка и литературы МОУ СШ № 8 г.Снежное, завершила работу по предмету.
На последнем этапе проведена масштабная работа:
1. Обсуждение результатов апробации учебно-методического пособия «Литература», 10 класс.
2. Проведение и анализ урока учителя русского языка и литературы Плотниковой Н.И. Тема: «Воспитываем Душу» (урок внеклассного чтения по рассказу А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда»)
Для достижения поставленных задач были выбраны различные задания из сборника «Литература.10 класс. Программы самореализации личности»: «Совершенствуем умение давать обобщенную характеристику образов художественного произведения», «Находим художественные средства», «Высказываем собственное суждение», «Работаем с художественным текстом», «Учимся аргументировать», «Учимся пояснять авторский смысл», «Находим связь с другими видами искусства», «Расширяем литературные границы», «Учимся философскому осмыслению общественных явлений».
Это позволило активизировать внимание, разнообразить урок, сделать его насыщенным, интересным, исключить перегрузку учащихся, повысить качество излагаемого материала. Десятиклассники работали со сборником под контролем учителя, но при этом убедились, что можно успешно самостоятельно освоить определенные темы учебной программы по литературе.
В составе творческой группы учителя русского языка и литературы МОУ СШ № 8 г.Снежное Щелкунова И.И., Синельникова Е.И., Деркачева Л.Г. подвели итоги по экспертизе методического пособия «Русский язык. Тетрадь-тренажер. 5 класс: для общеобразовательных организаций/составитель Плыс Л. Н.; под редакцией Мельниковой Л. В. - В 2-х частях. Донецк.: Истоки, 2020». Выделены достоинства и недостатки пособия, предоставлен обобщенный анализ по критериям с учетом результатом мониторинга.
В рамках апробации учебно-методических пособий «Физика. 7-9 класс. Сборник тестовых заданий / сост. Гаврилова Л.К., Исаенко В.В., Охрименко Н.А., - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2020» и «Физика. 10 класс. Задания для оценивания учебных достижений учащихся / сост. Охрименко Н.А., Литвиненко И.Н., Новикова Е.А., Шумакова О.М. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2020» творческая группа учителей физики МОУ СШ № 8 г.Снежное обсудила окончательные результаты апробации сборников. Угарова Т.В. и Савчак В.Д. подготовили отчет о проделанной работе и анализы сборников методических материалов по результатам апробации в 2020-2021 учебном году.
Творческая группа (учителя начальных классов МОУ СШ № 8 г.Снежное: Шипуля В.А., Антипкина В.Д., Кучеренко О.А.) по апробации УМП «Окружающий мир. Сборник упражнений по формированию универсальных учебных действий у младших школьников. 1класс:учебно-методическоепособие: / сост. Полищук Е.Н. и др. - Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». -Донецк: Истоки, 2020» работала с документами по экспертной деятельности. За круглым столом обсудили заключительный этап анализа УМП, выявили ряд недостатков, пути их устранения, отметили положительные результаты апробации.
11 марта 2021 года в рамках апробации учебно-методического пособия «Окружающий мир. Сборник упражнений по формированию универсальных учебных действий у младших школьников. 2класс:учебно-методическое пособие: / сост. Полищук Е.Н. и др. - Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2020» состоялось заседание творческой группы в составе учителей начальных классов МОУ СШ № 8 г.Снежное Нагумановой Е.И., Власовой О.А., Кузнецовой Н.С. Были рассмотрены вопросы для анализа УМП по результатам апробации Учителями сделан окончательный вывод и оформлена итоговая документация, подведены итоги апробации.
В МОУ СШ № 9 г.Снежное в ходе проведения апробации «Сборник дидактических материалов «Физика. 7-9 класс. Сборник тестовых заданий. Гаврилова Л.К., Исаенко В.В. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2020» Кухаревой А.В. использовались педагогические технологии: общепедагогические, индивидуальные, групповые, дифференцируемое обучение, личностно-ориентированное, технология сотрудничества. Мониторинговая оценка результативности учебных возможностей обучающихся получилась хорошей. За период с февраля по апрель проведено с учащимися 7 класса тестирование по теме: «Законы сохранения в механике», 8 класса – «Электрические явления», 9 класса - «Атомная и ядерная физика».